• 45,5
    МЛРД РУБ.

    дивидендов выплачено государству

  • 93
    %

    закупки оборудования у отечественных
    поставщиков

  • 6
    СОГЛАШЕНИЙ

    подписано о сотрудничестве
    с субъектами РФ

Управление
экономическим
воздействием

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Тема № 6

«Нефтяная промышленность переживает серьезные перемены. Интересы государства требуют от ПАО «Транснефть» и от каждого из нас эффективности, готовности искать и находить решения. Коллектив нашей Компании достойно выполняет возложенные на него задачи, обеспечивая надежную работу и развитие трубопроводного транспорта».


Николай Токарев,
Председатель Правления, Президент ПАО «Транснефть»

1 Разработан ПАО «Транснефть» в рамках исполнения Плана мероприятий по ограничению конечной стоимости товаров и услуг инфраструктурных компаний при сохранении их финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 11.11.2013 № 6732п-П9.

2 Утверждена решением Совета директоров ПАО «Транснефть» от 19.03.2018 (Протокол № 2) взамен Программы повышения операционной эффективности и сокращения расходов ПАО «Транснефть» до 2021 года, утвержденной решением Совета директоров ПАО «Транснефть» от 12.12.2016 (Протокол № 25).

3 Является составной частью Долгосрочной программы развития ПАО «Транснефть», утвержденной решением Совета директоров ПАО «Транснефть» от 19.11.2014 (протокол № 23) в рамках исполнения Поручения Президента Российской Федерации от 27.12.2013 № Пр-3086 и директивы Правительства Российской Федерации от 17.07.2014 № 4955п-П13, письмо Росимущества от 15.08.2014 № ПФ- 11/35222.

СУЩЕСТВЕННОСТЬ ТЕМЫ
GRI 103-1

ПАО «Транснефть» является крупнейшим российским транспортным оператором магистральных нефтепроводов России, транспортирующим 84 % добываемой в России нефти. От финансовой и экономической устойчивости Группы Транснефть зависят не только акционеры, работники, потребители и другие заинтересованные стороны, но и экономика страны в целом.

ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ
GRI 103-2

ПАО «Транснефть» реализует финансовую стратегию, в рамках которой осуществляет:

ДОКУМЕНТЫ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ
GRI 103-3

В 2017 году российское рейтинговое агентство «Эксперт РА» (RAEX) присвоило ПАО «Транснефть» наивысший рейтинг кредитоспособности по российской национальной шкале - ruAAA (прогноз «стабильный»).

В феврале 2017 года международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings (S&P) подтвердило долгосрочные корпоративные кредитные рейтинги ПАО «Транснефть» в иностранной и национальной валютах на уровне «BB+» и «ВВВ-» соответственно. ПАО «Транснефть», по мнению S&P, играет важнейшую роль в функционировании российской нефтяной отрасли, которая является основным источником налоговых поступлений и доходов государственного бюджета. В марте 2017 года прогноз по рейтингам ПАО «Транснефть» был пересмотрен на «позитивный».

Международное рейтинговое агентство Moody`s в феврале 2017 года повысило прогноз по рейтингу ПАО «Транснефть» до стабильного, подтвердив рейтинг на уровне «Ba1».

4 Все представленные в данном Отчете финансовые показатели рассчитаны на основе консолидированной аудированной финансовой отчетности (МСФО).

ИТОГИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ4

Выручка Группы по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) выросла на 36,2 млрд рублей или на 4,3 %, преимущественно за счет роста выручки от оказания услуг по транспортировке нефти, роста выручки от реализации нефти на экспорт и прочей выручки. Скорректированная прибыль без учета факторов, не связанных с производственной деятельностью, выросла на 12,3 млрд рублей или 6,1 % по сравнению с 2016 годом.

* Сравнение приводится по отношению к данным за 2016 год

** Без учета операций по купле-продаже сырой нефти по договорам с ПАО «НК «Роснефть» и Китайской национальной объединенной нефтяной корпорацией.

Выручка и прибыль Группы Транснефть, млрд руб.*

Важным показателем деятельности Группы является объем созданной и распределенной экономической ценности.

Созданная экономическая стоимость отражает основные источники формирования дохода Компании.

Состав созданной экономической стоимости

Состав Описание
Чистые продажи Валовые продажи за вычетом возвратов, дисконтов и списаний
Доход от финансовых инвестиций Средства, полученные в качестве процентов по финансовым займам, дивидендов по акциям, роялти и прямого дохода от использования активов организации (например, сдачи собственности в аренду)
Доход от продажи активов Средства, полученные от продажи как материальных, так и нематериальных активов

Распределенная экономическая стоимость показывает, как Группа распорядилась денежными потоками и какой объем стоимости был получен стейкхолдерами Компании: поставщиками и подрядчиками (операционные затраты), работниками (заработная плата), акционерами и инвесторами (выплаты поставщикам капитала), государством (выплаты государству), местными сообществами (инвестиции в местные сообщества).

Состав распределенной экономической стоимости

Состав Описание
Операционные затраты Осуществленные денежные платежи контрагентам по оплате материалов, компонентов продукции, оборудования и услуг, арендных платежей и т. д.
Заработная плата, другие выплаты и льготы работникам Заработная плата работников, выплаты государству от имени работников (налоги, сборы, выплаты в фонд страхования по безработице), а также пенсионные и страховые платежи, затраты на медицинские услуги работникам, другие формы поддержки работников
Выплаты поставщикам капитала Дивиденды всем категориям акционеров и проценты, выплачиваемые кредиторам
Выплаты государству Все налоги организации, за исключением отложенных
Инвестиции в местные сообщества Пожертвования благотворительным и неправительственным организациям и исследовательским учреждениям, затраты на поддержку общественной инфраструктуры, а также прямое финансирование социальных программ, культурных и образовательных мероприятий

Нераспределенная экономическая стоимость рассчитывается как разница между созданной прямой экономической стоимостью и распределенной экономической стоимостью.

5 Все показатели в данном документе представлены с округлением, в связи с чем сумма округленных показателей может отличаться от округленной суммы фактических показателей.

6 Совокупный объем налоговых начислений, за исключением налогов и взносов, начисляемых в связи с оплатой труда работников.

Созданная и распределенная экономическая стоимость, млрд руб.5
GRI 201-1

Показатель 2015 2016 2017
Созданная прямая экономическая стоимость 855,8 873,7 918,6
Чистые продажи 815,7 848,1 884 ,3
Доход от финансовых вложений 36,8 21,5 31,8
Доход от продажи активов 3,3 4,0 2,5
Распределенная экономическая стоимость 543,4 575,4 651,8
Операционные затраты 290,4 277,7 298,5
Заработная плата и другие выплаты и льготы работникам 138,3 144,9 151,5
Выплаты поставщикам капитала 46,0 59,7 106,9
Выплаты государству6 60,4 78,3 79,9
Инвестиции в местные сообщества 8,2 14,9 14,9
Нераспределенная экономическая стоимость 312,4 298,2 266,8

ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАТРАТ

С целью обеспечения экономической устойчивости Группы, помимо постоянного следования Финансовой стратегии, также реализуются специализированные программы по оптимизации затрат.

Так, в 2017 году произошло снижение капитальных затрат за счет реализации Плана мероприятий по снижению капитальных затрат ПАО «Транснефть» за 2017 год. Их фактическое снижение составило 5,1 млрд рублей при запланированном значении 4,9 млрд рублей. За счет реализации Плана мероприятий по снижению капитальных затрат в период 2017–2022 годы ожидается снижение совокупных капитальных затрат в размере 24,3 млрд рублей.

Объем снижения совокупных капитальных затрат, млрд руб.

Благодаря реализации Программы повышения операционной эффективности и сокращения расходов ПАО «Транснефть» удалось снизить объем операционных затрат на 6,9 млрд рублей при плане в 5,8 млрд рублей. Запланировано, что общее снижение операционных затрат за 2017–2022 годы составит около 33,0 млрд рублей.

Полученную экономию операционных расходов ПАО «Транснефть» направляет на производственные цели, включая реализацию мероприятий, повышающих эффективность процесса транспортировки нефти и нефтепродуктов, увеличивающих надежность работы систем и оборудования с сохранением высокого уровня технологической и экологической безопасности производства.

Объем снижения операционных затрат, млрд руб.

Увеличение EBITDA от реализации программ, направленных на оптимизацию затрат и улучшение финансовых показателей, млрд руб.

2016 2017
План мероприятий по снижению капитальных затрат +0,2 +0,1

Программа энергосбережения и энергоэффективности позволила получить экономический эффект от энергосберегающих мероприятий в размере 361 млн рублей в 2017 году.

ФИНАНСОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ГОСУДАРСТВОМ

100 %

обыкновенных акций ПАО «Транснефть» находятся в собственности Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (78,2 % уставного капитала Компании)



7 за исключением налогов и взносов, начисляемых в связи с оплатой труда работников

ПАО «Транснефть» регулярно выплачивает дивиденды государству как ключевому акционеру. Кроме того, Группа Транснефть является крупным налогоплательщиком.

Платежи в пользу государства, млрд руб.

Совокупный объем дивидендов, выплаченных в пользу государства

Совокупный объем налоговых начислений7

Компания получает финансовую помощь от государства в виде налоговых льгот и субсидий. Налоговые льготы связаны с применением организациями системы «Транснефть» пониженных ставок по налогу на прибыль и налогу на имущество, установленных местными органами власти. Размер субсидий, получаемых от государства, не является существенным в масштабах Группы.

Финансовая помощь от государства, млрд руб.
GRI 201-4

Налоговые льготы

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ИНВЕСТИЦИОННЫМ СООБЩЕСТВОМ

Компания ежегодно проводит мониторинг экономико-политической ситуации в России и мире, ситуации на финансовом рынке России, а также переговоры с потенциальными кредиторами и финансовыми организациями с целью привлечения заемного капитала на оптимальных для Компании условиях как в части облигаций, так и в части банковских кредитов.

В связи с тем, что присутствие ПАО «Транснефть» в санкционном списке США препятствует доступу Компании на международные рынки заемного капитала, работа по его привлечению в 2017 году велась исключительно с российскими поставщиками.

Всего в 2017 году Группой было привлечено 197 млрд рублей внешних заемных средств.

ПЛАНЫ НА 2018 ГОД

На 2018 год Компанией запланирована реструктуризация внешнего долга посредством замещения кредита в иностранной валюте новыми заимствованиями в российских рублях. В этих целях, а также согласно потребности Компании в дополнительном привлечении заемного финансирования, будет продолжена работа с потенциальными кредиторами и финансовыми организациями.

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Тема № 8

СУЩЕСТВЕННОСТЬ ТЕМЫ
GRI 103-1

Инвестиционные проекты Группы являются не только драйвером развития ПАО «Транснефть», но и создают условия для экономического развития регионов присутствия организаций системы «Транснефть».

8 Утверждена в составе Долгосрочной программы развития ПАО «Транснефть» решением Совета директоров ПАО «Транснефть» от 25.12.2017 (протокол № 19).

ДОКУМЕНТЫ
GRI 103-2

Программа развития, технического перевооружения и реконструкции объектов магистральных трубопроводов ПАО «Транснефть»8 включающая следующие разделы:

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ
GRI 103-3

Показателем эффективности в сфере инвестиционной деятельности является «Интегральный показатель эффективности инвестиционной деятельности по Программе развития, технического перевооружения и реконструкции объектов магистральных трубопроводов ПАО «Транснефть».

СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ИНТЕГРАЛЬНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Показатель 2017
План Статус выполнения
Исполнение плана финансирования Программы развития 328,1 млрд руб. (с НДС) Выполнено
Исполнение плана освоения капитальных вложений по Программе развития 278,7 млрд руб. (без НДС) Выполнено
Исполнение Плана мероприятий по снижению капитальных затрат по Программе развития 4,9 млрд руб. (без НДС) Выполнено
Исполнение сроков реализации Инвестиционных проектов 7 ед. Выполнено
Исполнение плана по замене трубы на линейной части 1 006 км Выполнено
Исполнение плана по строительству и реконструкции резервуаров 63 ед. Выполнено

В состав Программы развития входит Программа технического перевооружения и реконструкции объектов магистральных трубопроводов ПАО «Транснефть», направленная на поддержание работоспособности и эффективного технического состояния основных производственных фондов Компании, обеспечивающих транспортировку нефти и нефтепродуктов по системе «Транснефть» в объемах, заявленных потребителями, с соблюдением норм экологической и промышленной безопасности.

РЕАЛИЗУЕМЫЕ ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ
GRI 203-1

Объем финансирования инвестиционной программы в 2017 году составил 143 млрд рублей, в том числе объем инвестиций в развитие системы магистральных нефтепроводов составил 94 млрд рублей, в развитие системы магистральных нефтепродуктопроводов – 49 млрд рублей.

* В отчетном году ПАО «Транснефть» не осуществляло инвестиционных вложений, предполагаемый уровень дохода по которым составляет более 10 % в год.

РЕАЛИЗУЕМЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ И ПЛАНИРУЕМЫЕ К ЗАВЕРШЕНИЮ*

Проекты Преимущества реализации проекта Срок ввода
Развитие системы магистральных нефтепроводов
Расширение ТС ВСТО на участке от ГНПС «Тайшет» до НПС «Сковородино» до 80 млн тонн/ год Реализация проектов по расширению ТС ВСТО обеспечит возможность диверсификации экспортных потоков российской нефти в восточном направлении для поставки в страны АзиатскоТихоокеанского региона, а также возможность поставки нефти на НПЗ Российской Федерации. 2019
Расширение ТС ВСТО на участке от НПС «Сковородино» до порта Козьмино до 50 млн тонн/год 2019
Строительство нефтепроводаотвода «ВСТО – Комсомольский НПЗ» Реализация проекта обеспечит возможность поставки нефти на Комсомольский НПЗ трубопроводным транспортом. 2018
Развитие системы магистральных нефтепродуктопроводов
Проект «Юг»:
1 этап – реконструкция магистральных трубопроводов «Тихорецк – Новороссийск»; 2 этап – строительство магистрального нефтепродуктопровода «Волгоград – Тихорецк»
Реализация проекта «Юг» обеспечит возможность поставки трубопроводным транспортом дизельного топлива на внутренний рынок Российской Федерации, а также на экспорт через порт Новороссийск, обеспечив в т.ч. перенаправление перевалки производимых в РФ нефтепродуктов из зарубежных портов в порты Российской Федерации. 1 этап – 2017 (завершен) 2 этап – 2017 (завершено строительство основных объектов, обеспечивающих транспорт нефтепродуктов)
Проект «Север»: развитие системы магистральных трубопроводов для увеличения поставок нефтепродуктов в порт Приморск до 25 млн тонн/год Реализация проекта позволит обеспечить увеличение объемов перевалки дизельного топлива до 25 млн тонн/год в порту Приморск, обеспечив в т.ч. перенаправление перевалки производимых в РФ нефтепродуктов из зарубежных портов в порты Российской Федерации. 2018
Реконструкция системы магистральных трубопроводов для увеличения объемов транспортировки нефтепродуктов в Московский регион Реализация проекта позволит обеспечить увеличение объемов транспортировки светлых нефтепродуктов для нужд Московского региона, а также расширить номенклатуру автомобильных бензинов. 2018

Для подтверждения соответствия выбранных технологических и конструктивных решений по проекту лучшим отечественным и мировым практикам в области строительства и эксплуатации, а также с целью обеспечения эффективности осуществления капитальных затрат, ПАО «Транснефть» в соответствии с нормативными документами обеспечивает проведение технологического и ценового аудита инвестиционных проектов, а также оценки экономической эффективности их реализации.

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ ЗА РУБЕЖОМ

В 2017 году ПАО «Транснефть» осуществляло функции доверительного управляющего 31%-ной долей Российской Федерации в Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК).

Трубопроводная система КТК является одним из крупнейших инвестиционных проектов в энергетической сфере с участием иностранного капитала на постсоветском пространстве. Нефтепровод КТК связывает каспийские месторождения в Республике Казахстан с черноморским побережьем Российской Федерации. Протяженность трубопровода составляет 1 511 км. Ежегодно КТК пропускает более половины всей экспортной нефти Казахстана. По итогам 2017 года КТК прокачал 55,1 млн тонн нефти, из которых 49,5 млн тонн (или 90 %) нефти поступило от казахстанских грузоотправителей, 5,6 млн тонн (или 10 %) – российских. По сравнению с 2016 годом объем отгрузки на Морском терминале КТК в Новороссийске увеличился на 10,8 млн тонн или на 24 %.

В результате внесения в уставной капитал ПАО «Транснефть» находящихся в федеральной собственности 10 тыс. обыкновенных акций компании «КТК Компани», составляющих 100 % ее уставного капитала, и 10 тыс. обыкновенных акций компании «КТК Инвестментс Компани», составляющих 100 % ее уставного капитала, в порядке оплаты размещаемых дополнительных обыкновенных акций ПАО «Транснефть» в 2018 году Компания получила право косвенного владения акциями АО «КТК-Р» и АО «КТК-К», на балансе которых учитывается имущественный комплекс Каспийского трубопроводного консорциума.

ДИВЕРСИФИКАЦИИ НАПРАВЛЕНИЙ ПОСТАВОК

Компания проводит интенсивную работу по диверсификации направлений поставок энергоресурсов и созданию высокоэффективных экспортных маршрутов. Создаваемые трубопроводные мощности обеспечат условия для роста нефтедобычи в перспективных российских регионах, а также позволят снять зависимость российского экспорта от транзита по территории сопредельных государств, повышая роль России в обеспечении международной энергетической безопасности.

Реализация Компанией инвестиционных проектов развития системы магистрального транспорта поможет создать единую трубопроводную систему, позволяющую осуществлять оперативное перераспределение экспортных потоков как в западном, так и в восточном направлениях в зависимости от конъюнктуры рынка.

ПЛАНЫ НА 2018 ГОД

В 2018 году планируется завершить следующие инвестиционные проекты:

ЗАКУПОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Тема № 9

СУЩЕСТВЕННОСТЬ ТЕМЫ
GRI 103-1

Во всех регионах присутствия Группа Транснефть проводит активную закупочную деятельность: Группа на конкурентной основе закупает необходимые работы, услуги и продукцию.

ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ
GRI 103-2

Группа развивает сотрудничество с подрядными организациями, делая акцент на прозрачности закупочной деятельности, добросовестной конкуренции и обеспечении равных условий для контрагентов.

ПРИНЦИПЫ

ДОКУМЕНТЫ

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
GRI 103-3

ПАО «Транснефть» осуществляет организацию и проведение закупок товаров, работ, услуг в качестве организатора закупки для организаций системы «Транснефть». Организация и проведение закупок при этом осуществляется на основании агентских договоров.

Консолидированные закупки в ПАО «Транснефть» осуществляются в целях:

Ответственным за закупочную деятельность является департамент организации и проведения торгов ПАО «Транснефть».

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ

Закупочная деятельность Группы регулярно проходит общественный аудит эффективности закупок. Аудит проводит Совещательный орган при ПАО «Транснефть»9 и на основе взаимодействия с Группой Транснефть, предпринимательским сообществом, некоммерческими и общественными объединениями, представителями отраслевых, научных и образовательных учреждении вырабатывает предложения, направленные на повышение эффективности закупочной деятельности.

GRI 102-9

КОНСОЛИДАЦИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
GRI 204-1

В 2017 году ПАО «Транснефть» провело около 2 500 консолидированных закупок для нужд организаций системы «Транснефть», общая сумма начальных максимальных цен которых составила 268 млрд рублей. Доля локальных закупок составила 38 % от суммы начальной максимальной цены закупок, проведенных в 2017 году.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПУБЛИЧНОСТИ И ОТКРЫТОСТИ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В целях обеспечения открытости информация о закупочной деятельности заказчиков подлежит размещению не только в единой информационной системе в сфере закупок, но и на сайтах заказчиков в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», а также в иных общедоступных источниках.

К информации о закупочной деятельности в том числе относится:

Закупки Группы Транснефть в 2017 году

Закупки Количество, шт. Начальная максимальная цена, млрд руб.
Консолидированные 2 518 268
Локальные 40 999 164

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКУПОК В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ

Компания стремится расширить объем закупок в электронной форме. Так, в 2017 году доля закупок, проводимых группой «Транснефть» в электронной форме, увеличилась на 1,9 % и составила 42,4 % от начальной максимальной цены закупок, проведенных в 2017 году.

С целью соблюдения конфиденциальности информации, направляемой участниками закупок, а также с целью достижения объективного результата проведения закупок ПАО «Транснефть», в качестве операторов электронных площадок определены лица, независимые от заказчика.

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

Оптимизация закупочной деятельности производится за счет замещения импортной продукции на продукцию отечественных производителей при условии, что не происходит снижение качества и надежности поставляемого оборудования и комплектующих.

Доля отечественного оборудования, закупаемого организациями Группы Транснефть в стоимостном выражении от всего объема закупок, составила:

Процент закупок у отечественных производителей
GRI 204-1

В 2017 году Советом директоров ПАО «Транснефть» было принято решение о доработке плана импортозамещения и внесении изменений, направленных на:

ПЛАНЫ НА 2018 ГОД

В целях повышения эффективности закупочной деятельности организаций системы «Транснефть» и оптимизации процесса ПАО «Транснефть» планирует:

Также ПАО «Транснефть» будет продолжать наращивать долю закупок у отечественных производителей.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Тема № 10

СУЩЕСТВЕННОСТЬ ТЕМЫ
GRI 103-1

ПАО «Транснефть», входя в перечень организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, осознает степень ответственности перед государством и обществом и придерживается высоких этических стандартов ведения честного бизнеса, открыто заявляя о неприятии коррупции во всех ее формах и проявлениях.

ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ
GRI 103-2

Деятельность по предупреждению и противодействию коррупции в ПАО «Транснефть» и организациях системы «Транснефть» осуществляется на основе Антикоррупционной политики ПАО «Транснефть» , утвержденной Советом директоров ПАО «Транснефть» (протокол от 19.10.2017 № 14), цель которой – определение единого и интегрированного подхода к разработке и внедрению мер, направленных на предупреждение и противодействие коррупции в Группе Транснефть.

ПРИНЦИПЫ
GRI 102-16

Антикоррупционная деятельность Группы основывается на следующих принципах:

10 С апреля 2018 года Положение переименовано в Кодекс этики и служебного поведения работников ПАО «Транснефть» и организаций системы «Транснефть».

ДОКУМЕНТЫ

Организационная структура



ИНФОРМИРОВАНИЕ О ВОЗМОЖНЫХ ФАКТАХ КОРРУПЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ ПАО «ТРАНСНЕФТЬ» И ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ «ТРАНСНЕФТЬ»
GRI 102-17объем финансирования инновационных проектов, в том числе экологических

В целях информирования руководства ПАО «Транснефть» о возможных фактах коррупции в деятельности работников ПАО «Транснефть» и организаций системы «Транснефть», а также оперативного реагирования на поступившие обращения функционирует «Горячая линия» по противодействию коррупции11 .

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Работа по противодействию коррупции в ПАО «Транснефть» ведется на постоянной основе в соответствии с ежегодными Планами мероприятий по предупреждению и противодействию коррупции, формируемыми с учетом поручений Правительства Российской Федерации и лучших практик государственных компаний и организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Планом мероприятий антикоррупционная деятельность ПАО «Транснефть» в 2017 году осуществлялась по следующим направлениям:

В части совершенствования нормативной базы по профилактике и противодействию коррупции актуализирована Антикоррупционная политика ПАО «Транснефть».

Задачами Антикоррупционной политики были определены:

Кроме того, в части принимаемых Компанией антикоррупционных мер актуализированы Положение о Совете директоров ПАО «Транснефть» и Положение о процедурах внутреннего контроля ПАО «Транснефть» .

GRI 102-25 GRI 103-3
Для повышения эффективности мероприятий, направленных на недопущение конфликта интересов, разработано отдельное положение, содержащее основные принципы управления конфликтом интересов в ПАО «Транснефть». Положением о конфликте интересов ПАО «Транснефть» установлен порядок выявления и урегулирования конфликтов интересов, возникающих у работников в ходе выполнения ими трудовых обязанностей, регламентированы процедуры раскрытия конфликта интересов работником и порядок его урегулирования, способы разрешения возникшего конфликта интересов.

Также в 2017 году разработаны:

В части разработки и принятия специальных антикоррупционных мер в Группе:

GRI 205-2
Для обеспечения информированности контрагентов, партнеров и общественности о принятых в ПАО «Транснефть» антикоррупционных стандартах и принципах противодействия коррупции Антикоррупционная политика ПАО «Транснефть» размещена в открытом доступе на корпоративном сайте.

ПАО «Транснефть» ежемесячно представляет информацию об обеспечении эффективности и прозрачности деятельности Группы, в том числе результаты проверки заключенных в текущем периоде договоров, контрагентов, собственников и конечных бенефициаров.

По состоянию на 31 декабря 2017 года в информационных базах данных Группы Транснефть сосредоточены и систематизированы сведения в отношении более 450 тысяч заключенных договоров, около 93 тысяч контрагентов и свыше 267 тысяч собственников и бенефициаров.

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ХАРТИЯ

ПАО «Транснефть» с 2014 года является участником Антикоррупционной хартии российского бизнеса. Участники Хартии заявляют о принципах неприятия коррупции при осуществлении деятельности и намерениях способствовать внедрению принципов недопущения и противодействия коррупции при выстраивании взаимодействия с органами государственной власти, в отношениях с контрагентами, в корпоративных отношениях.

Хартия была разработана в рамках Национального плана противодействия коррупции крупнейшими бизнесассоциациями России:

С 2012 года к Хартии присоединились более трех тысяч участников, среди которых крупные российские компании, которые стремятся соответствовать требованиям норм международного права и российского законодательства в области профилактики и противодействия коррупции, руководствуются этическими стандартами ведения открытого и честного бизнеса.

Подробнее об антикоррупционной деятельности см. Годовой отчет ПАО «Транснефть» за 2017 год

ОБУЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ

В июне 2017 года проведено обучение руководителей Группы и членов Комиссии по противодействию коррупции ПАО «Транснефть». Для этого было привлечено Федеральное государственное научноисследовательское учреждение «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации». Темой обучения было «Противодействие коррупции в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами Российской Федерации».

В декабре 2017 года представители ПАО «Транснефть» принимали участие во Всероссийской акции, приуроченной к Международному дню борьбы с коррупцией, организованной Торговопромышленной палатой Российской Федерации.

Представители ПАО «Транснефть» являются постоянными участниками семинаров в рамках заседаний Антикоррупционной хартии российского бизнеса, а также принимают участие в семинарах, организуемых Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

С целью обеспечения открытости информации деятельности ПАО «Транснефть» по профилактике и противодействию коррупции разработан специализированный раздел на корпоративном сайте.

На корпоративном телевидении в рубрике «Важно знать» размещены тематические информационные видеоролики, материалы по вопросам противодействия коррупции размещаются в журнале «Трубопроводный транспорт нефти».

GRI 102-17

В 2017 году представители ПАО «Транснефть» принимали участие в учебно-консультационном семинаре «Внутренний аудит. Риск-менеджмент. Комплаенс-контроль». Семинар проходил в рамках международного взаимодействия по вопросам противодействия коррупции. Целью было изучение лучших практик по выполнению требований международных конвенций в сфере противодействия коррупции.

СОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Темы № 19, 35

СУЩЕСТВЕННОСТЬ ТЕМЫ
GRI 103-1

Создание этичной деловой среды Группа Транснефть считает обязательным для обеспечения своей устойчивости, поддержания и развития взаимовыгодных отношений с деловыми партнерами на основе справедливых, открытых и этичных методов сотрудничества, взаимного уважения, соблюдения обязательств и договоренностей. Фундаментальными принципами деятельности Группы являются добросовестность и ответственность за политику и действия в сфере бизнеса.

ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ
GRI 103-2

При осуществлении своей деятельности Группа Транснефть ответственно относится к соблюдению норм российского и международного законодательства.

ШТРАФЫ И НЕФИНАНСОВЫЕ САНКЦИИ

Денежное выражение штрафов, наложенных на ОСТ за несоблюдение законодательства и нормативных требований, касающихся предоставления и использования продукции и услуг в динамике за три последних года составляет:

Количество штрафов и нефинансовых санкций
GRI 103-3 GRI 307-1 GRI 419-1



При этом наиболее типичными видами правонарушений, за которые ОСТ были привлечены к административной ответственности в виде штрафов, являлись нарушения в сфере промышленной безопасности или условий лицензий (ст. 9.1, 14.1 КоАП РФ), нарушение обязательных требований в области строительства (ст. 9.4 КоАП РФ), а также нарушения в сфере использования природных объектов (земель, водных объектов и т.п.) в своей производственной деятельности.

За указанный период в отношении ПАО «Транснефть» денежные штрафы за несоблюдение законодательства и нормативных требований, касающихся предоставления и использования продукции и услуг не применялись.

ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ ПРИСУТСТВИЯ

Тема № 8

СУЩЕСТВЕННОСТЬ ТЕМЫ
GRI 103-1

Группа Транснефть является одной из крупнейших инфраструктурных компаний в Российской Федерации и оказывает значительное влияние на социально-экономическую ситуацию в регионах присутствия. Компания является одним из крупнейших налогоплательщиков, создает новые рабочие места, развивает инфраструктуру городов и других населенных пунктов, реализует социальные проекты в рамках соглашений с региональными и местными органами власти.

СОГЛАШЕНИЯ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ МЕЖДУ КОМПАНИЕЙ И СУБЪЕКТАМИ РФ
GRI 103-2

Группа Транснефть активно сотрудничает с региональными и местными органами власти в целях совместного развития территорий: выполнения социальных задач по развитию ключевой инфраструктуры в регионах присутствия Группы, реализации социальноэкономических проектов и повышения качества жизни населения.

На данный момент Группа Транснефть имеет действующие соглашения о сотрудничестве и социальном партнерстве с несколькими субъектами Российской Федерации, в рамках которых предусмотрены целевые благотворительные пожертвования, меры по развитию экономики, улучшению инвестиционного климата и решению основных социальных задач регионов.



СОТРУДНИЧЕСТВО С РЕГИОНАМИ

Направления сотрудничества в рамках Соглашений с регионами

Дальнейшее развитие экономики, улучшение инвестиционного климата

Борьба с незаконным оборотом и хищением нефти и нефтепродуктов

Строительство объектов инфраструктуры

Инвестиции в развитие, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение производственной базы

Обеспечение безопасной эксплуатации объектов магистральных нефтепроводов и нефтепродуктов

Использование производственных мощностей промышленных предприятий области

Защита производственной инфраструктуры Компании от угроз диверсионно-террористической направленности

Реализация социальных проектов и программ Компании



GRI 203-2
Основные мероприятия 2017 года, проведенные в рамках реализации совместных проектов с региональными и местными органами власти:

НОВЫЕ ДОМА ДЛЯ РАБОТНИКОВ НОВГОРОДСКОГО ФИЛИАЛА

ПАО «Транснефть» передало 10 жилых домов для очередников Новгородской области. 6 декабря 2017 года в Великом Новгороде состоялась безвозмездная передача жилых домов с оборудованными квартирами на сумму более 235 млн рублей. Жилой массив «Наум», состоящий из 10 современных двухэтажных домов, был построен на средства ПАО «Транснефть» для работников новгородского филиала нефтепроводного предприятия. В результате администрация Шимского муниципального района сможет предоставить 20 готовых квартир, оборудованных бытовой техникой и мебелью.

«Большинство территорий Российской Федерации – это регионы нашего присутствия. Без взаимодействия с региональными властями успешная работа невозможна. «Транснефть» – государственная, социально ответственная Компания, и поддержка регионального развития – наша прямая обязанность. Поэтому задачу развивать тесное взаимодействие и помогать местным администрациям в решении актуальных, в том числе социальных, вопросов ставим в порядке приоритетов одной из первых».

Николай Токарев,
Президент ПАО «Транснефть»

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ ГРУППЫ ТРАНСНЕФТЬ НА РЕГИОНЫ ПРИСУТСТВИЯ
GRI 103-3 GRI 203-1

Группа Транснефть в процессе своей деятельности оказывает влияние на развитие экономики регионов присутствия: пополнение бюджетов путем уплаты налогов, направление инвестиций и создание новых рабочих мест.

Группа Транснефть является одним из крупнейших налогоплательщиков России, своевременно и в полном объеме уплачивает налоги. В 2017 году в совокупности в бюджеты всех уровней было перечислено 79,9 млрд рублей.

Совокупный объем налоговых начислений, млрд руб.



Группа Транснефть входит в тройку крупнейших налогоплательщиков Ярославской области. 1,5 млрд рублей – налоговые отчисления Группы Транснефть в бюджет Ярославской области в 2017 году.

В целом за 2017 год Группой Транснефть было выделено 143 млрд рублей в целях реализации Инвестиционной программы. В результате реализации инвестиционных проектов за 2017 год Группой было создано более 1 500 рабочих мест в регионах, на 2018 год запланировано создание более 700 рабочих мест.

Подробнее об инвестиционных проектах см. раздел Инвестиционные проекты в России и за рубежом

Подробнее о рабочих местах в регионах присутствия см. раздел Характеристика персонала и кадровая политика

ПОКОРЕНИЕ СЕВЕРА

Проект строительства магистрального нефтепровода Заполярье – Пурпе оказал влияние на многие сферы жизни Ямало-Ненецкого автономного округа. Так, начиная с 2017 года, в местные и региональные бюджеты поступает 3 млрд рублей ежегодных налоговых отчислений, в результате ввода объектов нефтепровода.