• >68
    ТЫС. КМ

    магистральных трубопроводов

  • 1,2
    ТРЛН ТКМ

    грузооборот нефти

  • 49,1
    ТРЛН ТКМ

    грузооборот нефтепродуктов

ПОРТРЕТ
КОМПАНИИ

«ПАО «Транснефть» – государственная Компания, решающая задачи государственного масштаба. Наш долг, наша обязанность – работать на благо страны, содействовать ее благополучию и процветанию».


Николай Токарев,
Председатель Правления, Президент ПАО «Транснефть»

О ГРУППЕ ТРАНСНЕФТЬ

GRI 102-1 GRI 102-3 GRI 102-4 GRI 102-5 GRI 102-8

Название: Публичное акционерное общество «Транснефть» (ПАО «Транснефть»)

Год основания: учреждено Постановлением Правительства Российской Федерации от
14 августа 1993 года № 810

Отрасль: трубопроводная

Основой вид деятельности: организация и осуществление транспортировки нефти и нефтепродуктов по системе магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов

Потребители: вертикально интегрированные нефтяные компании, компании — участники биржевых торгов нефтепродуктами, компании, хранящие нефтепродукты на наливных пунктах

Штаб-квартира: Российская Федерация, г. Москва, ул. Большая Полянка, д. 57

Основной акционер: Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (78,1729 %)

Уставной капитал: 7 249 343 рублей1

Сайт: http://www.transneft.ru

ОСНОВНЫЕ ПРОЕКТЫ ГРУППЫ ТРАНСНЕФТЬ, КОТОРЫЕ РЕАЛИЗОВЫВАЛИСЬ В 2017г.

Развитие магистральных нефтепроводов


Расширение ТС ВСТО

Расширение пропускной способности нефтепровода «Сковородино – Мохэ» до 30 млн тонн нефти в год (завершен в 2017 году)

Строительство нефтепровода-отвода «ТС ВСТО - Комсомольский НПЗ»

Развитие магистральных продуктопроводов


Проект «Юг»

Проект «Север»

Реконструкция системы магистральных трубопроводов для увеличения объемов транспортировки нефтепродуктов в Московский регион

МАСШТАБ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Транспортировка нефти и нефтепродуктов

Основные активы

Среднесписочная численность работников организаций системы «Транснефть», тыс. чел.

ТРАНСПОРТИРОВКА

>84 %

добываемой в России нефти

>26 %

производимых в России светлых нефтепродуктов

БОЛЕЕ

500

перекачивающих станций

1 В марте 2018 г. состоялось размещение акций дополнительного выпуска в количестве 125 720 шт., государственный регистрационный номер: 1-01-00206-А-003D от 11.01.2018. Отчет об итогах выпуска зарегистрирован 26.04.2018. Изменения в устав внесены 22.05.2018 за государственным регистрационным номером 9187747933595.

БОЛЕЕ

24 МЛН

кубометров резервуарных емкостей

СВЫШЕ

68 ТЫС. КМ

магистральных трубопроводов

Стратегическая цель Компании – развитие и модернизация системы магистрального трубопроводного транспорта России

ГЕОГРАФИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ ТРАНСНЕФТЬ
GRI 102-6

Группа обеспечивает поставку нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом для потребителей Российской Федерации, а также ближнего и дальнего зарубежья.

Показатели 2015 2016 2017
Грузооборот нефти млрд ткм 1 185,0 1 219,1 1 211,2
Принято от производителей млн тонн 480,5 483,5 477,6
Сдано всего млн тонн 481,4 483,4 477,5
в том числе:
на НПЗ России 250,2 245,2 243,7
в ближнее зарубежье 22,0 18,6 18,6
в дальнее зарубежье 207,6 219,1 215,2
перевалка в систему КТК-Р 1,6 0,4 0,02

Объемы транспортировки нефти на экспорт в ближнее и дальнее зарубежье

Показатели/период 2015 2016 2017 2017 год к 2016 году, в % 2017 год к 2015 году, в %
Экспорт всего, млн т 229,61 237,79 233,80 98,3 % 101,8 %
В ближнее зарубежье 22,05 18,65 18,61 99,8 % 84,4 %
НПЗ Белоруссии - всего 22,00 18,00 18,00 100,0 % 81,8 %
ОАО «Нафтан» 10,75 8,47 8,25 97,4 % 76,7 %
ОАО «Мозырский НПЗ» 11,25 9,53 9,75 102,3 % 86,7 %
НПЗ Узбекистана - всего 0,00 0,00 0,07 - -
НПЗ Казахстана - всего 0,05 0,65 0,54 83,9 % 1080,0 %
ТОО «ПНХЗ» 0,05 0,65 0,54 83,9 % 1080,0 %
В дальнее зарубежье 207,56 219,14 215,19 98,2 % 103,7 %
НБ «Шесхарис» 30,01 30,38 30,65 100,9 % 102,1 %
СМНП «Приморск» 45,07 50,62 43,98 86,9 % 97,6 %
СМНП «Козьмино» 30,44 31,84 31,71 99,6 % 104,2 %
СМНП «Усть-Луга» 26,77 30,09 32,68 108,6 % 122,1 %
Адамова Застава (Германия) 19,70 21,17 19,90 94,0 % 101,0 %
Адамова Застава (Польша) 17,40 17,70 15,64 88,4 % 89,9 %
Будковце (Чехия) 3,93 3,41 4,04 118,5 % 102,8 %
Будковце (Словакия) 5,95 5,71 5,51 96,5 % 92,6 %
Фенешлитке (Венгрия) 4,87 4,70 4,39 93,4 % 90,1 %
Фенешлитке (Босния и Герцеговина) 0,40 0,00 0,00 - 0,0 %
Китай 7,00 7,00 10,00 142,9 % 142,9 %
Граница РФ/КНР (р. Амур, КНР) 16,00 16,50 16,50 100,0 % 103,1 %
отгрузка через ж/д эстакады 0,02 0,02 0,19 950,0 % 950,0 %
GRI 102-4
ВСТО-I БТС-II «Север» Куюмба — Тайшет Заполярье — Пурпе — Самотлор ВСТО-II БТС-I «Юг» Унеча Брянск Орел Москва Приморск Усть-Лу г а Уса Ухта Ярославль Кириши Санкт-Петербург Туапсе Грозный Тихорецк Махачкала Волгоград Саратов Рязань Казань Никольское Клин Тайшет Ангарск Иркутск Анжеро- Судженск Братск Куюмба Парабель Талакан Алдан Сковородино Мохэ Хабаровск Козьмино Заполярье Пурпе Сургут Холмогоры Конда Красноленинская Самотлор Омск Кемерово Уфа Салават Орск Пермь Лазарево Челябинск Юргамыш Петропавловск Тобольск Комсомольск-на-Амуре Лиски Суходольная Игольско- Таловое Альметьевск Новороссийск Новороссийск Тюмень Н. Новгород Самара Родионовская

СТРУКТУРА ГРУППЫ ТРАНСНЕФТЬ

Под терминами ПАО «Транснефть» , Компания понимается Публичное акционерное общество «Транснефть».

Под терминами Транснефть, Группа Транснефть, Группа понимается:

• при описании хозяйственной деятельности и производственных результатов – ПАО «Транснефть» и юридические лица, являющиеся организациями системы «Транснефть» в соответствии с Уставом ПАО «Транснефть» ;

• при описании финансовых результатов – ПАО «Транснефть» и его дочерние общества, определяемые в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

Полный список подконтрольных организаций представлен в Приложении № 2 Годового отчета ПАО «Транснефть» за 2017 год

Структура Группы Транснефть по состоянию на 31.12.2017

Существенные организации системы «Транснефть»
  • АО «Транснефть – Верхняя Волга»
  • АО «Транснефть – Дружба»
  • АО «Транснефть – Приволга»
  • АО «Транснефть – Прикамье»
  • АО «Транснефть – Сибирь»
  • АО «Транснефть – Урал»
  • АО «Черномортранснефть»
  • ООО «Транснефть – Балтика»
  • ООО «Транснефть – Восток»
  • ООО «Транснефть – Дальний Восток»
  • АО «Транснефть – Западная Сибирь»
  • АО «Связьтранснефть»

    (обеспечение технологической связью объектов магистральны трубопроводов)

  • ООО «Транснефть – Охрана»

    (ведомственная охрана)

  • ООО «Транснефть Финанс»

    (оказание услуг по ведению бухгалтерского, налогового и управленческого учета)

Другие организации системы «Транснефть»
  • АО «Средне-Волжский
  • Транснефтепродукт»
  • АО «Транснефтепродукт»
  • АО «Транснефть – Север»
  • АО «Транснефть – Центральная Сибирь»
  • ООО «ЛатРосТранс»
  • ООО «Транснефть – Порт Приморск»
  • ООО «Транснефть – Порт Козьмино»
  • ООО «Транснефть – Порт Усть-Луга»
  • УП «Запад – Транснефтепродукт»
  • АО «Мостранснефтепродукт»
  • АО «Гипротрубопровод»
  • АО «НПФ «Транснефть»
  • АО «Телекомнефтепродукт»
  • АО «ТНН»
  • АО «РЭД»
  • АО «ТОМЗЭЛ»
  • АО «Транснефть – Диаскан»
  • АО «Транснефть – Подводсервис»
  • АО «Транснефть – Метрология»
  • АО «Транснефть – Сервис»
  • АО «Транснефть – Терминал»
  • АО «Транснефть – Энерго­терминал»
  • ООО «НИИ Транснефть»
  • ООО «Транснефть – Логистика»
  • ООО «Транснефть – Медиа»
  • ООО «Транснефть Надзор»
  • ООО «Транснефть – Сервис»
  • ООО «Транснефть Телеком»
  • ООО «Транснефть – ТСД»
  • ООО «Транснефтьстрой»
  • ООО «Транснефтьэнерго»
  • ООО «ТЭС»
  • ООО УК «ТН Инвест»
  • ООО «ЦУП ВСТО» и другие

GRI 102-10
Перечень существенных организаций Группы Транснефть утверждается Президентом Компании на основании установленных Советом директоров критериев.

СТРУКТУРА УСТАВНОГО КАПИТАЛА

По состоянию на конец 2017 года в реестре акционеров было зарегистрировано 2 675 физических лиц и 27 юридических лиц, из которых 1 номинальный держатель. Специальное право на участие Российской Федерации в управлении Обществом («золотая акция») отсутствует.

Структура уставного капитала на 31.12.2017

Информация о ценных бумагах Общества по состоянию на 31.12.2017

2 В марте 2018 г. состоялось размещение акций дополнительного выпуска в количестве 125 720 шт., государственный регистрационный номер: 1-01-00206-А-003D от 11.01.2018. Отчет об итогах выпуска зарегистрирован 26.04.2018. Изменения в устав внесены 22.05.2018 за государственным регистрационным номером 9187747933595.

Тип акций Общее количество, шт Номинальная стоимость всех акций, руб.
Обыкновенные акции2 5 546 847 5 546 847
21 901 21 901
Привилегированные акции 1 554 875 1 554 875

100 %

обыкновенных акций (5 568 748 шт.) ПАО «Транснефть» находятся в собственности Российской Федерации

БИЗНЕС-МОДЕЛЬ

3 За исключением налогов и взносов, начисляемых в связи с оплатой труда работников

4 Валовый грузооборот нефтепродуктов




84 %

доля рынка Группы Транснефть в России по транспортировке нефти, добываемой в Российской Федерации

5 По состоянию на 31.12.2017

26 %

доля рынка Группы Транснефть в транспортировке светлых нефтепродуктов, производимых на НПЗ Российской Федерации

12,3 %

доля Группы Транснефть по объему перевозок светлых нефтепродуктов на внутренний рынок, производимых на НПЗ Российской Федерации

25,6 %

доля Группы Транснефть в транспортировке дизельного топлива на внутренний рынок от подключенных к системе магистральных нефтепродуктопроводов НПЗ

При транспортировке нефтепродуктов на экспорт и на региональные рынки России основным конкурентом ПАО «Транснефть» является железнодорожный транспорт. В настоящее время на его долю приходится около 60 % перевозок светлых нефтепродуктов.



ПОЛОЖЕНИЕ В ОТРАСЛИ5

Транспортировка нефти

ПАО «Транснефть» использует пропускные возможности нефтепроводов для транспортировки нефти, обеспечивает управление работой нефтепроводов, диспетчеризацию и координацию поставок нефти на территории Российской Федерации и территории других стран, реализует проекты строительства магистральных нефтепроводов, выполняет работы по текущему обслуживанию, модернизации и реконструкции объектов трубопроводного транспорта.

Доля Группы в транспортировке нефти, добываемой в России

* Объем добычи нефти в Российской Федерации по данным Минэнерго

Транспортировка нефтепродуктов

ПАО «Транснефть» оказывает комплекс услуг по транспортировке нефтепродуктов на внутренний рынок и на экспорт.

Доля Группы в транспортировке светлых нефтепродуктов на внутренний рынок

КОРПОРАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ И ПРИОРИТЕТЫ В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

6 Утверждена решением Совета директоров ПАО «Транснефть» от 19.11.2014 (протокол №23).

7 Утверждена решением Совета директоров ПАО «Транснефть» от 25.12.2017 (протокол №19).

СТРАТЕГИЯ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА И ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПАО «Транснефть»

Стратегические приоритеты и направления развития Группы Транснефть отражены в Стратегии развития ПАО «Транснефть» на период до 2020 года6 (далее – Стратегии).

Стратегия охватывает все сферы деятельности Компании, включая вопросы экономической, экологической и социальной устойчивости развития. Стратегией предусмотрено:

В целях реализации Стратегии Группой разработана и утверждена Долгосрочная программа развития ПАО «Транснефть»7 (далее - ДПР). ДПР направлена на реализацию поставленных целей по развитию и модернизации системы магистрального трубопроводного транспорта. Также в ДПР предусмотрены мероприятия в области устойчивого развития (инновации, эффективность, надежность, экология), которые помогают вести ответственный бизнес и обеспечивают достижение поставленных стратегических, бизнес-задач.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Стратегия развития

Цель Группы – развитие и модернизация системы магистрального трубопроводного транспорта Российской Федерации для полного обеспечения потребностей в транспортировке нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке и экспортных направлениях.

ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ


МЕРОПРИЯТИЯ ДОЛГОСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ В 2017 ГОДУ

Развитие и модернизация Комплексное развитие системы магистральных трубопроводов ПАО «Транснефть»
Инновации Инновационное развитие производственной деятельности
Эффективность Повышение энергоэффективности за счет реализации мероприятий по экономии энергетических ресурсов Реализация программы сокращения затрат при строительстве и эксплуатации трубопроводов Обеспечение производительности труда на уровне лучших зарубежных трубопроводных компаний
Надежность Обеспечение надежности эксплуатируемой системы магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов путем проведения реконструкции на основе результатов диагностики и модернизации основных фондов Развитие социальных гарантий работников Группы
Экология и промышленная безопасность Повышение экологической и промышленной безопасности производственных объектов Группы
Внешние и внутренние коммуникации Формирование корпоративной идентичности и продвижение единого бренда Группы Рекламное сопровождение деятельности Группы во внешней среде Формирование и развитие системы внутрикорпоративных коммуникаций

GRI 102-10
В 2017 году была осуществлена корректировка ДПР по следующим основным причинам:

Цели устойчивого развития ООН (ЦУР) – принятый ООН набор целей для будущего международного сотрудничества, который содержит 17 глобальных целей и 169 задач в области устойчивого развития. Документ был принят в 2015 г. и рассчитан на реализацию до 2030 г. Цели направлены на обеспечение экономического, социального и экологического развития человечества, а также повышение благосостояния нынешних и будущих поколений.

ПОНИМАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Группа Транснефть разделяет понимание устойчивого развития, сформулированное ООН: «Устойчивое развитие – это развитие, отвечающее потребностям нынешнего поколения без ущерба для возможностей будущих поколений удовлетворять свои потребности». Также Группа понимает свою ответственность в том, чтобы создать регулярную управленческую практику, реализующую это понимание устойчивого развития в деятельности Группы, в частности связанную с достижением Целей устойчивого развития ООН.

Группа Транснефть постепенно внедряет принципы устойчивого развития и социальной ответственности в стратегию бизнеса. Соответствие этим принципам Группа рассматривает как один из ключевых факторов долгосрочной устойчивости.

ВКЛАД ГРУППЫ ТРАНСНЕФТЬ В РЕАЛИЗАЦИЮ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ООН ПО НАПРАВЛЕНИЮ ДОЛГОСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

РАЗВИТИЕ

ЦУР Позиция Компании Реализуемые задачи ЦУР
  • Создание возможностей для трудоустройства в регионах присутствия
  • Осуществление социальных инвестиций
  • Признание уникальной и важной роли коренных народов и обязанность проведения консультаций по затрагивающим их вопросам деятельности Компании
1.1, 1.2, 1.4
  • Выплата налоговых отчислений
  • Создание добавленной стоимости в отечественной экономике за счет повышения собственного производственного потенциала
  • Укрепление деловых отношений с отечественным бизнесом в цепочке создания стоимости
  • Обеспечение максимально возможной заработной платы, выгод и условий труда. Уважение и защита трудовых прав и обеспечение безопасных условий труда для всех работников. Осуществление политики, предусматривающей соблюдение трудовых прав, в том числе свободу ассоциаций и коллективных переговоров, отсутствие дискриминации, борьбу с насилием на рабочем месте
  • Обеспечение получения молодежью профессиональных навыков, востребованных работодателями
8.1, 8.2, 8.5, 8.6, 8.8
  • Диверсификация рынков поставок с включением развивающихся стран в цепочку поставок
17.11

ЭФФЕКТИВНОСТЬ

ЦУР Позиция Компании Реализуемые задачи ЦУР
  • Соблюдение норм охраны труда и техники безопасности на уровне международных стандартов. Ограничение и искоренение загрязняющих веществ, химических веществ и вредных веществ в окружающей среде с целью снижения производственных заболеваний. Применение принципа предосторожности для прогнозируемых воздействий на здоровье и безопасность работников. Медицинское и социальное обеспечение работников. Поддержка доступа к профилактическому медицинскому обслуживанию
  • Продвижение здорового образа жизни и спорта среди работников и населения регионов присутствия
3.4, 3.8, 3.9
  • Предоставление возможности обучения и повышения квалификации работникам
  • Привлечение образовательных учреждений к разработке или поддержке программ профессионального обучения
4.4
  • Увеличение собственной доли потребления возобновляемой энергии
  • Отслеживание и отчетность об использовании энергии. Сокращение энергопотребления
7.2, 7.3

ИННОВАЦИИ

ЦУР Позиция Компании Реализуемые задачи ЦУР
  • Модернизация производства и инфраструктуры посредством инноваций
  • Укрепление научно-исследовательских и технологических возможностей за счет инвестиций в научно-исследовательские разработки
9.1, 9.2, 9.4, 9.5

НАДЕЖНОСТЬ

ЦУР Позиция Компании Реализуемые задачи ЦУР
  • Обеспечение работников доступным жильем, развитие окружающей их инфраструктуры
  • Укрепление культурного наследия федерального, регионального и местного значений, в том числе сохранение культуры малочисленных народов
11.1, 11.4
  • Создание и поддержание проактивных систем экологического менеджмента на уровне международных стандартов
  • Применение принципа предосторожности для прогнозируемых воздействий в рамках реализации проектов
  • Применение системы менеджмента качества строительства, технического перевооружения и капитального ремонта магистральных трубопроводов
12.1, 12.5
  • Контроль соблюдения прав человека на предприятиях
  • Моделирование ответственного поведения в корпоративных ценностях, политике и процессах
  • Применение подхода нулевой терпимости к коррупции и взяточничеству. Внедрение информационных систем или процессов для анонимного информирования о случаях коррупции работниками и другими заинтересованными лицами
16.1, 16.3, 16.5

ЭКОЛОГИЯ

ЦУР Позиция Компании Реализуемые задачи ЦУР
  • Признание воды как ценного ресурса. Оптимизация управления водными ресурсами путем оценки и мониторинга объема забранной и утилизированной воды. Использование технологий водосбережения
  • Минимизация негативного воздействия на водные объекты за счет обеспечения нормативного состояния очистных сооружений сточных вод на объектах трубопроводного транспорта и соблюдения установленных нормативов сброса очищенных сточных вод
  • Мониторинг воздействия на водное биоразнообразие в процессе строительства и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта. Защита и восстановление среды обитания водных растений и животных
6.3, 6.4, 6.6, 14.1, 14.2
  • Сокращение выбросов парниковых газов
  • Повышение информированности и понимания среди клиентов, инвесторов и работников о значимости бережного отношения к природе
13.1, 13.3
  • Оценка фактического и предотвращение потенциального негативного воздействия на почву и экосистемы. Охрана и восстановление экосистем и защита биоразнообразия в регионах влияния объектов деятельности Компании
15.1

ПАО «Транснефть» В ЧИСЛЕ ЛИДЕРОВ ИНДЕКСОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

В 2017 году ПАО «Транснефть» вошло в число лидеров Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по индексам «Вектор устойчивого развития» и «Ответственность и открытость».

Индексы являются инструментами комплексной оценки прозрачности и ответственности крупнейших российских компаний на основе их публичной отчетности.

Группа Транснефть лидирует по таким показателям, как производительность труда, капитальные вложения, уплаченные налоги, участие в развитии территорий.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

При подведении итогов производственно-хозяйственной деятельности Группы Транснефть применяется система ключевых показателей эффективности8 (далее – Система КПЭ). Система КПЭ впервые была утверждена в 2011 году и стала одним из ключевых инструментов контроля и стимулирования выполнения Стратегии.

Значительная часть показателей, входящих в состав действующей Системы КПЭ, относится к сфере устойчивого развития.

Ключевые показатели эффективности в области устойчивого развития

Плановое значение 2017 Статус выполнения в 2017 Плановое значение 2018
Инновации
Объем финансирования инновационных проектов, включая НИОКР, за счет собственных средств в процентах к выручке ПАО «Транснефть» за услуги по транспортировке нефти (по РСБУ) 1,41 % Выполнено Не менее 1,41
Эффективность
Снижение удельного потребления электроэнергии 0,5 % Выполнено На транспорт нефти на 0,5 %
Снижение операционных затрат 2 % Выполнено На 2 %
Повышение производительности труда 0,88 % Выполнено На 2 %
Рентабельность инвестированного капитала (коэффициент ROIC) Не менее 7 % Выполнено Не менее 7 %
Надежность
Снижение аварийности на магистральных трубопроводах Не более 0,086 аварийных событий на 1000 км линейной части в год Выполнено Не более 0,086 аварии на 1 000 км линейной части
Экология
Снижение удельного выброса загрязняющих веществ в атмосферу при транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам 1 % Выполнено На 1 %

8 Утверждена Советом директоров ПАО «Транснефть» 30.11.2016 (протокол № 23).

9 Решение Совета директоров ПАО «Транснефть» от 25.12.2017 (протокол № 19).

В 2017 году Группой получены более высокие результаты по сравнению с установленными целевыми значениями. Степень достижения всех указанных КПЭ оценивается в 100 %.

Плановые значения КПЭ на 20189 год утверждены решением Совета директоров.

КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

СИСТЕМА КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ПАО «Транснефть» стремится к обеспечению открытости и прозрачности ее деятельности и содействует практическому внедрению основных принципов Кодекса корпоративного управления Банка России (ККУ) в практику корпоративного управления. В Компании планируется и дальнейшее развитие и введение стандартов корпоративного поведения и этики.

Структура органов управления и контроля
GRI 102-18

* Цифры рассчетные

** Структурное подразделение, осуществляющее функции корпоративного секретаря

10 Устав ПАО «Транснефть» , https://www.transneft.ru/information/104/

11 Положение об общем собрании акционеров ПАО «Транснефть» , утверждено решением Общего собрания акционеров ПАО «Транснефть» (Распоряжение Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 30.06.2017 года № 392-р)

12 Положение о Совете директоров ПАО «Транснефть» , утверждено решением Общего собрания акционеров ПАО «Транснефть» (Распоряжение Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 30.06.2017 года № 392-р)

Подробнее об органах управления и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью см. Годовой отчет ПАО «Транснефть» за 2017 год

СТРУКТУРА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РОЛИ
GRI 102-22

ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ АКЦИОНЕРОВ

Общее собрание акционеров является высшим органом управления ПАО «Транснефть» . Его деятельность регламентируется Федеральным законом «Об акционерных обществах», Уставом10 и Положением об Общем собрании акционеров ПАО «Транснефть»11 К полномочиям Общего собрания относится принятие решений по наиболее важным вопросам деятельности ПАО «Транснефть».

СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ

Совет директоров осуществляет стратегическое руководство деятельностью ПАО «Транснефть» . Устав и Положение о Совете директоров ПАО «Транснефть»12 определяют процедуру формирования, статус, состав, функции, цели, задачи, полномочия и порядок взаимодействия с другими органами управления. В компетенцию Совета директоров входят существенные вопросы деятельности Компании. Совет директоров обеспечивает защиту и реализацию прав акционеров, контролирует разработку и утверждение стратегии, перспективных планов и основных программ деятельности Компании, а также рассматривает отчеты об их исполнении. В 2017 году в Устав ПАО «Транснефть» внесено изменение касательно увеличения количественного состава Совета директоров до девяти человек.

При Совете директоров ПАО «Транснефть» функционируют три комитета — консультативно-совещательных органа.

Комитеты при Совете директоров

Название комитета Зона компетенции
Комитет по стратегии, инвестициям и инновациям Определение долгосрочной стратегии, формирование инвестиционной, инновационной и дивидендной политики, вопросы повышения эффективности деятельности Компании
Комитет по кадрам и вознаграждениям Вопросы кадровой и социальной политики, политики вознаграждения
Комитет по аудиту Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Группы

13 Письмо Банка России от 10 апреля 2014 г. № 06-52/2463 «О Кодексе корпоративного управления», http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162007/

НЕЗАВИСИМЫЙ ДИРЕКТОР

Лицо, которое обладает достаточными профессионализмом, опытом и самостоятельностью для формирования собственной позиции и способно выносить объективные и добросовестные суждения, независимые от влияния исполнительных органов общества, отдельных групп акционеров или иных заинтересованных сторон13.

Независимые директора играют значимую роль при рассмотрении вопросов, направленных на защиту интересов миноритарных акционеров и инвесторов.

14 Положение о Президенте ПАО «Транснефть» , утверждено решением Общего собрания акционеров ПАО «Транснефть» (Распоряжение Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 30.06.2017 года № 392-р),
Положение о Правлении ПАО «Транснефть» , утверждено решением Общего собрания акционеров ПАО «Транснефть» (Распоряжение Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 30.06.2017 года № 392-р)

15 Положение о Ревизионной комиссии ПАО «Транснефть», утверждено решением Общего собрания акционеров ОАО «АК «Транснефть» (распоряжение Федерального агентства по управлению государственным имуществом № 734-р от 06.10.2015 года)

16 Дивидендная политика ПАО «Транснефть» , утверждена решением Совета директоров ПАО «Транснефть» от 12.12.2016 года (протокол № 25)

Компания проводила оценку независимости членов Совета директоров и Комитетов на соответствие критериям, установленных правилами листинга Московской Биржи и Кодекса корпоративного управления. По результатам проверки на конец 2017 года независимые директора составляли треть от всего Совета директоров. Также ни один из Комитетов не сформирован без независимого директора, при том что два из них (Комитет по аудиту и Комитет по кадрам и вознаграждениям) полностью представлены независимыми директорами.

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ

Единоличным исполнительным органом является Президент Компании, коллегиальным – Правление Компании. Деятельность исполнительных органов управления определяется действующим законодательством, Уставом и соответствующими Положениями14.

К компетенции Президента ПАО «Транснефть» (председатель Правления) и Правления ПАО «Транснефть» отнесены вопросы, связанные с руководством текущей деятельностью Общества, эффективным выполнением стоящих перед Компанией задач и реализацией стратегии развития, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания акционеров и Совета директоров.

По состоянию на конец 2017 года Правление состояло из десяти членов.

РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ

Ревизионная комиссия является постоянно действующим выборным органом. Ее деятельность регулируется Уставом и Положением о Ревизионной комиссии ПАО «Транснефть»15. В компетенцию Ревизионной комиссии входит контроль финансово-хозяйственной деятельности ПАО «Транснефть». По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности за 2017 год было выдано заключение о достоверности данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности и Годовом Отчете ПАО «Транснефть» .

ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА

Дивидендная политика16 Компании утверждена Советом директоров 12.12.2016. В соответствии с утвержденной Политикой базовый уровень дивидендных выплат составляет 25 % консолидированной чистой прибыли отчетного года, рассчитываемой по МСФО и нормализованной с учетом доли в прибыли зависимых и совместно контролируемых компаний; доходов, полученных от переоценки финансовых вложений; положительного сальдо курсовых разниц и прочих нерегулярных (разовых) неденежных составляющих чистой прибыли.

В апреле 2017 года зарегистрированы изменения в Уставе ПАО «Транснефть» , затрагивающие вопросы определения размера дивидендов по привилегированным акциям: на выплаты дивидендов по всем привилегированным акциям направляется 10 % чистой прибыли Компании по итогам года. При этом размер дивиденда, выплачиваемый на одну привилегированную акцию, не может быть меньше размера дивиденда, выплачиваемого на одну обыкновенную акцию. В целях обеспечения прозрачности дивидендной политики Компания размещает Дивидендную политику и изменения к ней на сайте ПАО «Транснефть» .

УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ СИСТЕМЫ «ТРАНСНЕФТЬ» (ОСТ)

Корпоративное управление в Группе Транснефть осуществляется в том числе путем определения Позиции Компании в отношении вопросов деятельности ОСТ. Представители Группы входят в органы управления ОСТ (в соответствии с положениями Устава ПАО «Транснефть» ). Это позволяет оперативно реализовывать принимаемые управленческие решения на уровне ОСТ.

Существенные ОСТ оказывают существенное воздействие на финансово-экономическое положение Компании (критерии отнесения организаций к существенным определяются Советом директоров Компании). Ключевые решения по вопросам деятельности таких ОСТ принимаются Советом директоров ПАО «Транснефть»:

17 Приказ Президента Компании от 07.02.2017

18 Протокол заседания Правления ПАО «Транснефть» от 11.09.2017 года № 37

Подробнее о Корпоративном управлении см. Годовой отчет ПАО «Транснефть» за 2017 год, раздел Корпоративное управление

GRI 102-22
В 2017 году в корпоративном управлении Компании произошли изменения:

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Для достижения целей Компании в области корпоративного управления в составе Долгосрочной программы развития предусмотрены мероприятия, направленные на совершенствование корпоративного управления. Соответствующие мероприятия реализуются с учетом внедрения положений Кодекса корпоративного управления в деятельность Компании. В 2017 году полностью внедрены восемь принципов Кодекса и один — частично.

ПЛАНЫ НА 2018 ГОД

В целях совершенствования корпоративного управления в 2018 году ПАО «Транснефть» планирует:

ТРЕТЬЕ МЕСТО В РЕЙТИНГЕ ВНЕДРЕНИЯ КОДЕКСА КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Экспертный совет при Правительстве РФ и Рабочая группа по созданию Международного финансового центра подвели итоги мониторинга внедрения Кодекса корпоративного управления в компаниях и банках с госучастием.

По его результатам ПАО «Транснефть» заняло третье место, что на четыре позиции выше по сравнению с предыдущим годом.

Всего в перечень, утвержденный поручением первого вице-премьера, вошли 13 компаний. Внедрение Кодекса корпоративного управления осуществляется в подконтрольных РФ акционерных обществах с 2014 года.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИ СТОРОНАМИ

GRI 102-42 GRI 102-43
Группа Транснефть нацелена на повышение открытости и прозрачности информации о своей деятельности.

Публичный Годовой отчет и Отчет об устойчивом развитии являются одними из инструментов информирования общественности о принципах, целях и практических результатах деятельности Группы.

ПОДХОД К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИ СТОРОНАМИ

Группа Транснефть оказывает воздействие на широкий круг заинтересованных сторон. При этом Группа стремится выстраивать ответственный и открытый диалог с представителями заинтересованных сторон, чтобы учитывать их мнения и интересы при принятии бизнес-решений.

Для определения ключевых заинтересованных сторон при подготовке настоящего Отчета было проведено анкетирование менеджмента, в том числе вице-президентов. Опрос прошли 110 человек, которые ответили на вопросы о степени влияния каждого из стейкхолдеров на деятельность Группы и степени влияния деятельности Группы на каждого из стейкхолдеров (по трехбалльной шкале). Ключевыми заинтересованными сторонами были признаны стейкхолдеры, расположенные в правой верхней части Карты выше линии отсечения.

XX ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ГОДОВЫХ ОТЧЕТОВ

ПАО «Транснефть» стало победителем 20-го национального конкурса годовых отчетов в номинации «Лучший дебют».

Ежегодный конкурс годовых отчетов проводится Московской Биржей и медиагруппой «Рынок ценных бумаг», его основная задача – поддержка высокого уровня информационной открытости компаний. В конкурсе 2017 года приняли участие 132 компании, 19 из которых – дебютанты.

Ранговая карта заинтересованных сторон
GRI 102-40

МЕХАНИЗМЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИ СТОРОНАМИ
GRI 102-44

Группа стейкхолдеров Интересующие темы Форма взаимодействия Результаты взаимодействия в 2017 году
Инвестиционное сообщество (акционеры, инвесторы, аналитики)
  • Повышение акционерной стоимости
  • Финансовые и производственные показатели
  • Стратегия развития бизнеса
  • Инвестиционные программы
  • Дивидендная политика
  • Проведение Общих собраний акционеров ПАО «Транснефть»
  • Проведение заседаний Совета директоров и заседаний комитетов при Совете Директоров ПАО «Транснефть»
  • Общение с миноритарными акционерами по вопросам реализации их прав, размещение справочной информации на веб-сайте ПАО «Транснефть»
  • Годовые Общие собрания акционеров ПАО «Транснефть» проводятся 1 раз в год. Внеочередные Общие собрания акционеров проводятся по мере необходимости. В 2017 году было проведено 1 годовое Общее собрание акционеров и 5 внеочередных Общих собраний акционеров.
  • Заседания Совета директоров проводятся регулярно, в соответствии с установленными корпоративными процедурами.
  • Осуществлена рассылка информационных писем владельцам привилегированных акций с напоминанием об обязанности лиц, зарегистрированных в реестре акционеров, своевременного информирования держателя реестра владельцев ценных бумаг об изменении своих данных19.
  • На сайте Компании размещено Соглашение о конфиденциальности.
  • Обработаны запросы нотариусов / акционеров в рамках наследственных дел (5 – 7 запросов в месяц)
Поставщики заемного капитала (кредиторы и рейтинговые агентства)
  • Финансовые и производственные показатели
  • Долговые показатели и структура долгового портфеля
  • Кредитные рейтинги
  • Инвестиционные программы
  • Стратегия развития бизнеса
  • Проведение встреч и переговоров, направленных на совершенствование и развитие форм банковского обслуживания ПАО «Транснефть» и ОСТ
  • Размещение информации на веб-сайте ПАО «Транснефть» (Справочник аналитика)
  • В январе 2017 года ПАО «Транснефть» проведена встреча с представителями рейтингового агентства Standard & Poor’s в рамках ежегодного мониторинга результатов деятельности Компании. По итогам проведенной встречи, регулярного взаимодействия с аналитиками, а также мониторинга агентством финансово-экономических показателей Компании прогноз по рейтингам был пересмотрен агентством на позитивный.
  • В рамках реализации стратегии Банка России по переходу на национальную рейтинговую шкалу при оценке кредитоспособности эмитента и допуска ценных бумаг к листингу, в марте 2017 года Компанией заключено соглашение об осуществлении рейтинговых действий с российским рейтинговым агентством «Эксперт РА». По результатам рейтингового интервью и проведенного агентством анализа финансово-экономического состояния ПАО «Транснефть» присвоен наивысший рейтинг кредитоспособности по национальной шкале на уровне ruAAA (прогноз – стабильный).
  • В сентябре 2017 года проведена встреча с представителями Китайского Банка Развития для обсуждения актуальных вопросов сотрудничества
Потребители (вертикально интегрированные нефтяные компании, компании — участники биржевых торгов нефтепродуктами, компании, хранящие нефтепродукты на наливных пунктах)
  • Условия подключения
  • Планы развития трубопроводной сети
  • Участие представителей Компании в заседаниях Совета потребителей по вопросам деятельности ПАО «Транснефть»
  • Состоялось расширенное совещание Совета потребителей по вопросам деятельности ПАО «Транснефть» . Совет потребителей ПАО «Транснефть» положительно оценил деятельность Компании.
  • Заседание Совета потребителей по вопросам деятельности ПАО «Транснефть» по вопросу рассмотрения Отчета о реализации ДПР за 2016 год. По итогам заседания Отчет одобрен.
  • Заседание Совета потребителей по вопросам деятельности ПАО «Транснефть» по вопросу рассмотрения откорректированной ДПР. По итогам совещания проект откорректированной ДПР согласован
Работники ПАО «Транснефть» и профсоюзы
  • Социальное обеспечение
  • Медицинское и бытовое обеспечение
  • Возможность профессионального роста и развития
  • Создание рабочих мест и уровень оплаты труда
  • Коллективные договоры
  • Система мотивации персонала
  • Профессиональное обучение и повышение квалификации персонала
  • Обязательные медицинские осмотры
  • Спортивные и культурные мероприятия
  • Социальное обеспечение персонала: добровольное медицинское страхование (ДМС), страхование от несчастных случаев, организация отдыха работников и членов их семей, негосударственное пенсионное обеспечение
  • На постоянной основе идет взаимодействие с профсоюзными организациями, действуют программы обучения и повышения квалификации персонала, а также используются все инструменты социального обеспечения работников.
  • Периодически проводятся спортивные и культурные мероприятия, направленные на укрепление корпоративной культуры Группы.
  • Регулярно проводятся медицинские осмотры.
  • Организуется добровольное медицинское страхование, страхование от несчастных случаев и болезней
Профессиональные ассоциации
  • Получение информации о перспективах развития Компании
  • Совместная работа
  • Проведение регулярных встреч
  • Раскрытие информации на корпоративном сайте
  • Участие в заседании правления МАТН
Органы государственного управления (Правительство России, отраслевые регулирующие органы и организации, министерства и ведомства региональные органы исполнительной власти)
  • Бесперебойное и безаварийное функционирование сети нефте- и нефтепродуктопроводов
  • Производственные и финансовые показатели
  • Стратегия развития бизнеса
  • Соответствие требованиям нормативного регулирования
  • Инвестиционные программы
  • Повышение эффективности
  • Департамент корпоративного управления взаимодействовал с членами Экспертного совета при Правительстве России (их представителями) по вопросам внедрения Кодекса корпоративного управления (ККУ) в Компании, а также внесения изменений в Долгосрочную программу развития Компании и рассмотрения отчетов о ее исполнении в части совершенствования корпоративного управления.
  • Директор департамента корпоративного управления входит в состав Экспертного совета по корпоративному управлению Банка России – совещательно-консультативном органе при Банке20, а также в состав Комитета эмитентов акций ПАО «Московская биржа».
  • С другими федеральными органами исполнительной власти взаимодействие осуществляется также в рамках действующих нормативных правовых актов.
  • Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации осуществлял оценку хода внедрения Кодекса корпоративного управления (ККУ) в Компании на ежегодной основе (http://open.gov.ru/ events/5516467/).
  • Заседания Экспертного совета по корпоративному управлению Банка России проводятся по мере необходимости, как правило, раз в месяц.
  • У ПАО «Транснефть» заключило соглашения о сотрудничестве с шестью субъектами РФ
Органы государственного надзора и контроля
  • Соблюдение законодательства
  • Соблюдение экологических норм и стандартов
  • Соблюдение стандартов и правил безопасности
  • Регулярное прохождение проверок
  • Регулярные встречи и совместная работа
  • Проведены обследования 324 объектов ТЭК
Органы местного самоуправления
  • Соблюдение экологических норм и стандартов
  • Соблюдение стандартов и правил безопасности
  • Налоги
  • Развитие трубопроводной сети
  • Развитие местной инфраструктуры
  • Занятость
  • Реализация социальных программ
  • Взаимодействие в рамках Совета директоров
  • Соглашения о сотрудничестве
  • Социальные и благотворительные программы
  • Группа Транснефть выстраивает взаимоотношения с органами местного самоуправления путем заключения Соглашений о сотрудничестве, которые предваряет обсуждение Сторонами общих проблем и вопросов для решения, позволяющих укрепить взаимодействие в части развития экономической обстановки в регионе, создания условий для решения основных социальных задач, а также обеспечения промышленной, экологической безопасности и рационального природопользования в регионе при эксплуатации промышленных объектов Группы.
  • Были подписаны Соглашения о сотрудничестве между ПАО «Транснефть» и Правительствами Новгородской, Рязанской, Ярославской, Пензенской, Тюменьской областей и
    Пермского края
Население регионов присутствия (в т.ч. малочисленные коренные народы, а также организации гражданского общества)
  • Создание рабочих мест и уровень оплаты труда
  • Участие в развитии местной инфраструктуры
  • Благотворительность
  • Социальные и благотворительные программы
  • Общественные слушания
  • Публикации в СМИ
  • Корпоративная благотворительная программа развития школьного образования Группы Транснефть стартовала в 2017 году и продлится до конца 2019 года. Ее главная задача – подтянуть обучение точным дисциплинам в школах малых городов и поселков в регионах присутствия Компании.
  • В 2017 году лабораторным и демонстрационным оборудованием оснащены 27 образовательных учреждений, проведен ремонт кабинетов физики, химии и математики в 11 образовательных учреждениях
Поставщики и подрядчики
  • Правила и прозрачность осуществления закупок
  • Экологические, технические и прочие нормативы и стандарты при отборе поставщиков
  • Кредитоспособность
  • Комиссия по работе с поставщиками, подрядчиками
  • Управляющий комитет
  • Реализация политики Компании в области усиления контроля качества, создания и внедрения норм и механизмов выполнения и контроля работ
  • Система обратной связи
  • В июне подписан специальный инвестиционный контракт по созданию промышленного комплекса Тюменского ремонтно-механического завода между ПАО «Транснефть» , Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Правительством Тюменской области. Контракт предусматривает строительство нового современного производственного комплекса, обеспечивающего выпуск отечественного оборудования для эксплуатации, обслуживания и ремонта объектов трубопроводного транспорта и нефтяной промышленности.
  • В октябре ПАО «Транснефть» и алжирская национальная компания Sonatrach подписали меморандум о сотрудничестве, в рамках которого стороны намерены взаимодействовать в области неразрушающего контроля и повышения безопасности эксплуатации трубопроводной инфраструктуры.
  • В ноябре подписан Меморандум о сотрудничестве между ПАО «Транснефть» и «КазТрансОйл», направленный на развитие делового сотрудничества и обмена опытом
Бизнес-сообщество (НП «РИД», РСПП, Российское газовое общество)
  • Сотрудничество
  • Получение информации о перспективах развития Группы
  • Публичные мероприятия (форумы, конференции и пр.)
  • С участием представителей Группы на заседаниях бизнес-сообществ состоялось обсуждение поправок в законы о хозяйственных обществах и подзаконные нормативные акты.
Социальные и благотворительные организации
  • Социальная ответственность
  • Эффективность деятельности Компании и перспективы развития
  • Взаимодействие при осуществлении социальных проектов
  • Подписание соглашений о сотрудничестве
  • Пожертвования некоммерческим организациям, поддержка администраций сельских поселений, ремонт зданий школ, снабжение местных предприятий техникой и др.
Общественные экологические организации
  • Соблюдение экологических норм и стандартов
  • Программы и мероприятия по защите окружающей среды
  • Повышение энергоэффективности
  • Инвестиции и текущие затраты на экологию
  • Сертификация всех подразделений Компаний Группы по Системе экологического менеджмента (СЭМ)
  • Проведение экологического аудита и публикация экологической отчетности
  • В рамках Года экологии подписано Соглашение о взаимодействии между Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ПАО «Транснефть» , предусматривающее выполнение ряда природоохранных мероприятий, в их числе осуществление экологического мониторинга, реализация благотворительных проектов, строительство и реконструкция очистных сооружений.
  • Поддержка экологических проектов по сохранению популяции амурского тигра совместно с Центром «Амурский тигр», поддержка проекта Русского общества по изучению птиц гор Северной Евразии совместно с Русским обществом сохранения и изучения птиц им. М.А. Мензбира, сохранение популяции европейского зубра совместно с национальным парком «Мещера»
Образовательные организации (вузы и пр.)
  • Целевая подготовка кадров
  • Развитие отраслевой науки
  • Разработка инновационных технологий, в т.ч. снижающих негативное воздействие на окружающую среду
  • Сотрудничество в области научной и исследовательской деятельности
  • Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников
  • Заказы на НИОКР
  • В 2017 г. открыт набор на совместную магистерскую программу, разработанную Международным институтом энергетической политики и дипломатии МГИМО, Российским государственным университетом нефти и газа им. И.М. Губкина и ПАО «Транснефть» , — «Международный менеджмент в области транспорта нефти и нефтепродуктов»
Научное сообщество (НИИ и др.)
  • Содействие развитию отраслевой науки
  • Применение инновационных технологий

Взаимодействие с научными организациями и размещение заказов на НИОКР

  • Участие в экспертной группе по энергоэффективности Международной ассоциации транспортировщиков нефти (МАТН).
  • Организация международной научно-технической конференции молодежи ПАО «Транснефть» и организаций-членов МАТН.
  • Проведение ряда рабочих встреч с иностранными партнерами, в том числе с иранскими компаниями Iranian Oil Pipeline and Telecommunication Company (IOPTC) и Ziya Oil and Gas Pipeline Inspection (ZOGPI) о ключевых направлениях по разработке химических реагентов и противотрубных присадок, системам молниезащиты, а также в области экологии и защиты окружающей среды.
  • Подготовка справочного пособия «Энциклопедия безопасности жизнедеятельности» сотрудниками НИИ «Транснефть» совместно с Уфимским государственным нефтяным университетом.
  • НИИ «Транснефть» и британское издательство Technical Productions Ltd. подписали договор о выпуске специализированного научного журнала – международного издания Pipeline Science and Technology, посвященного проблемам трубопроводного транспорта.
  • Представители ООО «НИИ Транснефть» приняли участие в работе ежегодного глобального саммита в сфере исследований и разработок The Global R&D Summit 2017 в Индии. Организатором мероприятия со стороны Российской Федерации выступило Министерство экономического развития
СМИ
  • Транспарентность бизнес-процессов
  • Обеспечение оперативного доступа к информации о деятельности Компании
  • Проведение пресс-мероприятий (брифингов, пресс-подходов и т.п.)
  • Оперативное распространение информационных сообщений
  • Работа с обращениями и запросами СМИ
  • Опубликовано 54 пресс-релиза

19 Требование предусмотрено п. 1 ст. 8 и п.16 ст. 8.2 Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»

20 Основные задачи Совета: содействие в определении и стратегии Банка России в сфере корпоративного управления, улучшение практики корпоративного управления в акционерных обществах, расширение практики применения акционерными обществами принципов и рекомендаций ККУ, экспертно-консультационная поддержка деятельности Банка России по вопросам корпоративного управления.

УЧАСТИЕ И ЧЛЕНСТВО В РОССИЙСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
GRI 102-12 GRI 102-13

Группа Транснефть в рамках повышения устойчивости своей деятельности и повышения эффективности принимает участие в реализации задач различных ассоциаций на национальном и международном уровне.

Наименование Основные цели и задачи организации Направления деятельности организации Члены организации Роль, функция и срок участия ПАО «Транснефть»
Американо-российский деловой совет (АРДС) Представление торговых и инвестиционных интересов российских и американских компаний – членов в сфере двусторонних американо-российских коммерческих отношений.

Содействие разработке и принятию мер, способствующих расширению американских частных инвестиций в российскую экономику, а также налаживанию делового сотрудничества между американскими и российскими компаниями.

Распространение официальной и деловой информации по вопросам российско-американского торгово-экономического сотрудничества, содействие прямому диалогу между американскими и российскими официальными и деловыми кругами; проведение семинаров и конференций, а также содействие организации встреч своих членов с государственными деятелями и бизнес-лидерами.

Более 150 американских компаний и финансовых групп, имеющих деловые интересы в России: «Шеврон», «Эксон-Мобил», «Боинг», «Гугл», «Крайслер», «Майкрософт», «Форд» и др., а также ряд российских компаний: ПАО «Лукойл», ООО «Газпром экспорт», АО «РОСНАНО», ПАО «Сбербанк», Группа «Сумма». Член АРДС, участие с 2017 г.
Международная ассоциация транспортировщиков нефти (MATH) Содействие развитию сферы магистрального транспорта и хранения нефти и нефтепродуктов; помощь членам МАТН при укреплении взаимоотношений на международных, региональных и национальных рынках; защита коммерческих интересов членов МАТН; установление и поддержание контактов с профессиональными организациями и учреждениями, а также представление членов МАТН в отношениях с такими субъектами; поиск новых сфер взаимодействия между членами МАТН; обеспечение безопасности и стабильности поставок нефти и нефтепродуктов; продвижение положительного имиджа трубопроводного транспорта и хранения нефти и нефтепродуктов. Мониторинг изменений национальных и отраслевых законодательств, обеспечение соответствия деятельности МАТН и компаний-участниц их требованиям; проведение бенчмаркинговых исследований энергоэффективности объектов трубопроводного транспорта компаний-участниц; участие в профильных выставках и конференциях, организация и проведение технических конференций под эгидой объединения. АО «МЕРО Ч.Р.» (Чешская Республика), ПАО «Транснефть» (Россия), АО «Транспетрол» (Словакия), ОАО «Гомельтранснефть Дружба» (Беларусь), ОАО «МОЛ» (Венгрия), АО «КазТрансОйл» (Казахстан), Китайская национальная нефтегазовая корпорация (Китай), ПАО «Укртранснафта» (Украина). Каспийский трубопроводный консорциум имеет статус наблюдателя. Член Ассоциации, участие с 2015 г.
Российский совет по международным делам (РСМД) Укрепление мира, дружбы и согласия между народами, предотвращение международных конфликтов и кризисное регулирование. Играет роль связующего звена между государством, экспертным сообществом, бизнесом и гражданским обществом в решении внешнеполитических задач. Реализует практикоориентированные исследовательские, образовательные и издательские проекты в области мировой политики и международных отношений для реализации внешнеполитических интересов России и формирования механизмов их продвижения. Учредителями являются Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Российская академия наук, Российский союз промышленников и предпринимателей, Информационное агентство «Интерфакс», партнерами – органы государственной власти, научные и образовательные учреждения, агентства, фонды, ассоциации, общественные организации, коммерческие организации, международные организации и сообщества, зарубежные организации и СМИ. Корпоративный член совета, участие с 2015 г.
Некоммерческое партнерство «Форум-диалог» Экономическое развитие и привлечение инвестиций, улучшение международного имиджа Российской Федерации. Выстраивание инфраструктуры отношений между Российской Федерацией и Итальянской Республикой на негосударственном уровне в сфере экономики, культуры, образования, науки и религии по линии деловых и общественных организаций. Содействие проведению конструктивного диалога между бизнесом и органами государственной власти Российской Федерации и Итальянской Республики. Организация и проведение заседаний Российскоитальянского форумадиалога по линии гражданских обществ и иных форумов, круглых столов, выставок, конференций, семинаров, деловых встреч и презентации в России и за рубежом. Содействие установлению деловых и научных контактов. Содействие в формировании международных, межотраслевых деловых связей и партнерств. Разработка и реализация благотворительных программ. Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «Трубная металлургическая компания», ПАО «Компания «Сухой», ПАО «Новатэк», ПАО «РЖД», Холдинг «Группа ИМА». Член НП «Форум-диалог», участие с 2017 г.
Ассоциация «Российский национальный комитет Мирового нефтяного совета по организации и проведению мировых нефтяных конгрессов» (Ассоциация «РНК МНС») Содействие своим членам, направленное на развитие российской нефтегазовой науки, повышение наукоемкости российского нефтегазового производства, на основе осуществления контактов с постоянной международной неправительственной организацией «Мировой нефтяной совет», главной целью которой является содействие рациональному использованию мировых нефтяных и газовых ресурсов на благо человечества посредством организации и проведения Мировых нефтяных конгрессов и других научно-технических мероприятий. Организация и проведение конференций, семинаров, информационных встреч, круглых столов, дискуссий, курсов и лекций, а также иных организационных мероприятий. Участие в обмене и распространении научно-технических и информационных технологий в области нефтегазовой науки посредством: публикаций в СМИ, сети Интернет. Анализ краткосрочных и долгосрочных интересов российской нефтегазовой отрасли в разработке и применении научных достижений в деле рационального использования нефтегазовых ресурсов России. Содействие реализации указанных интересов путем организации и проведения разносторонней подготовки участия российских специалистов в Мировых нефтяных конгрессах и в других научнотехнических мероприятиях, организуемых Мировым нефтяным советом. ПАО АНК «Башнефть», ОАО «ВНИПИнефть», ПАО «Транснефть» , ЗАО «ГрозНИИ», АО «Зарубежнефть», ИНХС РАН, Институт проблем нефти и газа, ПАО НК «Роснефть» , ПАО НК «РуссНефть», ПАО «Сургутнефтегаз», Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина, СМК «Стройтрансгаз», ПАО «Татнефть», Химический факультет МГУ, ФГУП «25-ый ГосНИИ Минобороны». Учредитель, участие с 1998 г.
Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» Консолидация усилий промышленников и предпринимателей России, направленных на улучшение деловой среды, повышение статуса российского бизнеса в стране и в мире, поддержание баланса интересов общества, власти и бизнеса. Представляет интересы деловых кругов как в России, так и на международном уровне, проводит конференции по актуальным экономическим проблемам с участием представителей российских и зарубежных бизнес-кругов, а также руководителей федеральных органов власти. Итогами этих форумов являются решения, которые принимаются на государственном уровне в сфере предпринимательства и бизнеса в России. Включает более ста отраслевых и региональных объединений, представляющих ключевые секторы экономики: ТЭК, машиностроение, инвестиционнобанковскую сферу, а также оборонно-промышленный комплекс, строительство, химическое производство, легкую и пищевую промышленность, сферу услу г. Объединяет тысячи крупнейших российских компаний – представителей промышленных, научных, финансовых и коммерческих организаций во всех регионах России. Член союза, участие с 2014 г.
Некоммерческое партнерство «Технологическая платформа «Технологии экологического развития» Информационное обеспечение и обсуждение актуальных экологических проблем всеми заинтересованными сторонами, разработка и внесение изменений в законодательные и нормативные документы, развитие взаимодействия экспертного сообщества, представителей бизнеса и органов государственной власти в области экологии и природопользования, реализация инновационных проектов. Оказывает консультативную и экспертную поддержку проектов и исследований, проводит форсайт-исследования и экспертные мероприятия в рамках научно-технологического прогнозирования развития рынков и технологий, обеспечивает международное взаимодействие с представителями европейских научных организаций, организаций стран БРИКС и ЕврАзЭС, оказывает информационную поддержку конференций, совещаний, семинаров, школ и иных мероприятий, реализует программы дополнительного образования в сфере экологии и природопользования. Объединяет более 300 ведущих организаций со стороны бизнеса, науки и образования в области рационального природопользования и экологической безопасности. Член партнерства, участие с 2013 г.

ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ РИСКАМИ, ЗНАЧИМЫМИ ДЛЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ГРУППЫ ТРАНСНЕФТЬ

Понимание риска закреплено в Положении о Системе управления рисками, которое определяет риск как влияние неопределенности на достижение целей деятельности в результате наступления случайного события или группы событий


21 Во исполнение пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросу повышения эффективности деятельности компаний с государственным участием от 27.12.2014 № Пр-3013, Директивы Правительства Российской Федерации от 24.06.2015 № 3984п-П13 (письмо Росимущества от 07.07.2015 № 11/27343). Утверждено решением Совета директоров ПАО «Транснефть» от 16.11.2015, протокол № 28.

ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ РИСКАМИ

Функционирование Системы управления рисками21 (далее – СУР) Группы Транснефть направлено на обеспечение достижения стратегических целей ПАО «Транснефть» и основных целей ДПР ПАО «Транснефть» в целом, при этом особое внимание уделяется:

В Компании внедрено Положение о Системе управления рисками, которое устанавливает общие принципы построения Системы управления рисками (СУР), ее цели и задачи, а также общие подходы к организации, распределение функций и ответственности между субъектами СУР и характер их взаимодействия.

Взаимодействие субъектов Системы управления рисками ПАО «Транснефть»

Департаментом внутреннего аудита и анализа основных направлений деятельности проведена оценка эффективности СУР ПАО «Транснефть» за 2017 год. По результатам проведенной оценки уровень эффективности СУР признан удовлетворительным, при этом рекомендовано дальнейшее повышение эффективности СУР.

Подробная информация о функционировании и развитии корпоративной системы управления рисками в Группе Транснефть раскрыта в Годовом отчете ПАО «Транснефть» за 2017 год

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

В процессе управления рисками Группа Транснефть стремится к максимально эффективному взаимодействию со всеми своими заинтересованными сторонами.

В таблице приведены сведения об управлении критическими и наиболее значимыми рисками ПАО «Транснефть», затрагивающими заинтересованные стороны

РИСКИ ЗАТРАГИВАЕМЫЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ

МЕРЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ВЕРОЯТНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ И СМЯГЧЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ РЕАЛИЗОВАВШИХСЯ РИСКОВ

Инвестиционное сообщество

Поставщики заемного капитала

Потребители

Работники ПАО «Транснефть»

Профессиональные ассоциации

Органы государственного управления

Органы государственного надзора и контроля

Органы местного самоуправления

Население регионов присутствия

Бизнес-партнеры

Поставщики и подрядчики

Социальные и благотворительные организации

Общественные экологические организации

Образовательные организации

Научное сообщество

СМИ

Валютные и процентные
риски

  • Выявление и идентификация валютных и процентных рисков.
  • Анализ и оценки валютных и процентных рисков.
  • Разработка и реализация мероприятий по управлению валютными и процентными рисками.
  • Мониторинг и пересмотр валютных и процентных рисков.
  • Контроль эффективности и результативности управления валютными и процентными рисками.
Государственное регулирование
тарифов на транспортировку нефти/нефтепродуктов
  • Взаимодействие с ФАС России по вопросу установления долгосрочных тарифов.
  • Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) по вопросу ценового дерегулирования транспортировки нефтепродуктов.
  • Взаимодействие с ФАС России по вопросам планового (при необходимости – внепланового) увеличения тарифов на транспортировку нефти.
  • Участие в доработке законопроекта о магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов.
Фискальные риски
  • Определение уровня налоговой нагрузки по отношению к выручке и мониторинг его изменения.
  • Мониторинг изменения налогового законодательства, изучение законопроектов, вносимых на рассмотрение Государственной Думы.
  • Мониторинг специализированной прессы и прочих информационных ресурсов.
  • Мониторинг законодательства и арбитражной практики.
  • Корректировка статей бюджета на основании изменений в законодательстве, налогообложении, таможенном регулировании, социальном и пенсионном страховании.
  • Анализ отдельных аспектов деятельности и проектов для учета налоговых рисков.
  • Корректировка учетной политики и других методических документов.
Невыполнение планов
по загрузке новых
магистральных нефтепроводов
  • Мониторинг выполнения плана по загрузке магистрального нефтепровода Заполярье – Пурпе.
  • Мониторинг выполнения плана по загрузке магистрального нефтепровода Куюмба – Тайшет.
Влияние изменения
политики государства в
части налогообложения
нефтяной отрасли
на грузооборот
  • Мониторинг изменения грузооборота нефти/нефтепродуктов.
  • Мониторинг изменения выручки от транспортировки/перевалки нефти/ нефтепродуктов.
Акт незаконного
вмешательства, в том числе
террористический акт или
покушение на его совершение
  • Определение перечня объектов МТ, охраняемых ведомственной охраной.
  • Организация и контроль работы по категорированию объектов ОСТ, подлежащих охране, и составлению паспортов безопасности объектов ТЭК.
  • Организация контроля за деятельностью подразделений безопасности ОСТ и ведомственной охраны при решении задач по обеспечению безопасности объектов МТ.
  • Приведение оборудования объектов инженерно-техническими средствами охраны в соответствие нормативным требованиям.
  • Обеспечение участия подразделений безопасности ОСТ и ведомственной охраны в проводимых МВД России оперативно-профилактических мероприятиях (ОПМ) «Нефть-ГСМ».
  • Организация проведения заседаний Комиссии по антитеррористической защищенности объектов ПАО «Транснефть» и ОСТ.
  • Исполнение решений Комиссии по антитеррористической защищенности объектов ПАО «Транснефть» и ОСТ, состоявшихся в 2017 г.
Отключение внешнего
электроснабжения объектов
пао «транснефть»
  • Проведение совместных расследований по фактам отключения внешнего электроснабжения объектов ОСТ в соответствии с заключенными соглашениями о взаимодействии с АО «СО ЕЭС», ПАО «Россети», ПАО «ФСК ЕЭС» и прочими субъектами электроэнергетики. Участие в разработке мероприятий, направленных на предотвращение отключений объектов ПАО «Транснефть».
  • Согласование ОСТ заявок на изменение эксплуатационного состояния электрооборудования в соответствии с действующими внутренними нормативными актами на основании анализа прилегающей сети.
  • Доведение информации до ОСТ о снижении надежности электроснабжения на основании анализа ежемесячных графиков ремонтов оборудования.
Риск изменения
законодательных и иных
нормативно правовых
актов, устанавливающих и
регулирующих технические
требования и условия
производственной деятельности
  • Мониторинг проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, устанавливающих и регулирующих требования и условия в части технического регулирования производственной деятельности Компании на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
  • Мониторинг правоприменительной практики в части технического регулирования производственной деятельности Компании.
Риск отзыва
лицензии банка-контрагента
  • Установление лимитов на операции с банками-контрагентами.
  • Контроль соблюдения установленных лимитов.
  • Мониторинг кредитоспособности банков-контрагентов.
Санкционные риски
импорта / экспорта
товаров и услуг
  • Выполнение задач по импортозамещению и локализации ключевых производств на территории России.
Кадровые и социальные
риски
  • Проведение и совершенствование кадровой и социальной политики Компании.
Репутационные риски
  • Выполнение отраслевых стандартов по промышленной безопасности и мероприятия по обеспечению надежности функционирования оборудования позволяют гарантировать клиентам Компании стабильно высокое качество оказываемых услу г.
  • Предупреждение коррупционных проявлений и обеспечение ответственности за такие проявления.

22 Утверждено решением Совета директоров ПАО «Транснефть» от 10.09.2009 (протокол № 12), внесены изменения 05.09.2017 (протокол № 10).

23 Утверждено решением Совета директоров ПАО «Транснефть» от 16.11.2015 (протокол № 28).

СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

Система внутреннего контроля ПАО «Транснефть» — это составляющая системы корпоративного управления, она направлена на предупреждение и выявление негативных событий в Компании. Политика ПАО «Транснефть» в области внутреннего контроля закреплена в Положении о процедурах внутреннего контроля22. Внутренний контроль осуществляется уполномоченными подразделениями ПАО «Транснефть», отдельное структурное подразделение по внутреннему контролю отсутствует.

СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

Внутренний аудит нацелен на повышение эффективности управления Компанией и Группой Транснефть. Функционирование системы внутреннего аудита определяется Положением о внутреннем аудите23 . Функцию внутреннего аудита осуществляет департамент внутреннего аудита и анализа основных направлений деятельности. Деятельность в рамках внутреннего аудита осуществляется по нескольким направлениям:

  1. Оценка эффективности системы внутреннего контроля;
  2. Оценка эффективности системы управления рисками;
  3. Оценка корпоративного управления.
Подробнее см. Годовой отчет ПАО «Транснефть» за 2017 год, раздел Управление рисками

ВНЕШНИЙ АУДИТ

В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации для независимой проверки и подтверждения достоверности годовой финансовой отчетности Компания на основании результатов открытого конкурса заключает договор с внешним аудитором. В 2017 году победителем конкурса признано АО «КПМГ».